Глава 1. Классификация моделей
бухгалтерского учёта
Поскольку факторы, оказывающие
воздействие на формирование системы
бухгалтерского учёта взаимосвязаны,
в странах с похожими
социально-экономическими условиями
принципы учёта имеют много общего.
Наиболее распространённая
классификация моделей бухгалтерского
учёта основана на правовой системе и
различном влиянии инфляционных
процессов. В странах общего или
прецедентного права (Англия, США)
законодательство построено на
судебных решениях, которые
регулируют конкретные отношения и
образуют единую систему права.
Учётные стандарты определяются в
основном различными
неправительственными
профессиональными ассоциациями
бухгалтеров.
В
других странах (континентальная
Европа, Япония) исторической основой
законодательства являются
материальные нормы римского права,
где основной источник права – закон.
Правовые нормы регулируют общий круг
отношений; частное право
кодифицировано и подразделяется на
гражданское и торговое. В отличие от
первой группы стран данная правовая
система жестко и детально
регламентирует правила ведения
бухгалтерского учёта.
В
соответствии с этой классификацией
можно выделить 3 основные модели
бухгалтерского учёта.
Британско-американская модель.
Ключевой вклад в развитие этой
модели внесли Великобритания, США и
Голландия. Здесь активное развитие
акционерной формы владения капитала
привело к тому, что бухгалтерская
отчётность рассматривается как
основной источник информации для
инвесторов и кредиторов. Почти все
компании присутствуют на рынке
ценных бумаг, и они напрямую
заинтересованы в предоставлении
объективной информации о своём
финансовом положении. Эта модель в
большинстве стран предполагает
использование принципа учёта по
первоначальной стоимости (historical
cost principle). Предполагается, что
влияние инфляции невелико и
хозяйственные операции (реализация,
произведение затрат, приобретение
финансовых активов) отражаются по
ценам на момент сделок. В середине
70-х гг., когда в США в результате
нефтяного кризиса увеличились темпы
инфляции, Совет по финансовым
учётным стандартам рекомендовал
предоставлять отчётность с
корректировкой на инфляцию, однако
уже в 1984 г., когда инфляция
снизилась,от этого правила
отказались.
Британско-американская концепция
учёта была впоследствии
«экспортирована» в бывшие английские
колонии и близкие торговые партнёры
Великобритании и США. В настоящее
время её используют: Австралия,
Багамы, Барбадос, Бенин, Бермуды,
Ботсвана, Венесуэла,Гана, Гонконг,
Доминиканская республика, Замбия,
Зимбабве, Израиль, Индия, Индонезия,
Ирландия, Каймановы острова, Канада,
Кения, Кипр, Колумбия, Либерия,
Малави, Малайзия, Мексика, Нигерия,
Новая Зеландия, Пакистан, Панама,
Папуа - Новая Гвинея,Пуэрто-Рико,
Сингапур, Танзания, Тринидад и
Тобаго, Уганда, Фиджи, Филиппины,
страны Центральной Америки, ЮАР,
Ямайка.
Континентальная модель.
Родоначальниками этой модели
считаются страны континентальной
Европы и Япония. Здесь специфика
бухучёта обусловлена двумя
факторами: ориентация бизнеса на
крупный банковский капитал и
соответствие требованиям фискальных
органов. Привлечение инвестиций
осуществляется с непосредственным
участием банков, и поэтому
финансовая отчётность компаний
предназначена в первую очередь для
них, а не для участников рынка
ценных бумаг. В континентальной
модели значительное влияние на
порядок составления отчётности
оказывают государственные органы.
Это можно объяснить приоритетностью
задачи государства по сбору налогов.
В основном страны с этой моделью
также руководствуются принципом
неизменности первоначальной оценки.
Россия относится к континентальной
модели бухучёта, определённое
влияние на наш бухучёт оказали
Германия и Франция.
Данную модель используют: Австрия,
Алжир, Ангола, Бельгия,
Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея,
Германия, Греция, Дания, Египет,
Заир, Испания, Италия, Камерун,
Люксембург, Мали, Марокко, Норвегия,
Португалия, Россия, Сенегал,
Сьерра-Леоне, Того,Франция,
Швейцария, Швеция, Япония.
Южноамериканская модель.
Ключевое воздействие на становление
бухучёта в южноамериканских странах
оказали инфляционные процессы.
Поэтому отличительной
характеристикой этой модели является
метод корректировки показателей
отчётности с учётом изменения общего
уровня цен. Поправка на инфляцию
необходима для обеспечения
достоверности текущей финансовой
информации (особенно в отношении
долгосрочных активов). Корректировка
отчётности ориентирована на
потребности государства по
исполнению доходной части бюджета.
Южноамериканская модель применяется
в странах: Аргентина, Боливия,
Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу,
Уругвай, Чили, Эквадор.
Помимо перечисленных моделей,
некоторые страны используют
смешанные системы с национальной
спецификой. Например, специалисты
выделяют исламскую модель, которая
развивалась под сильным влиянием
мусульманской религии.
Следует подчеркнуть, что деление на
модели учёта весьма условно – не
существует и двух стран с полностью
идентичными системами учёта. С
другой стороны, в силу объективных
процессов в мировой экономике
очевидна необходимость международной
стандартизации бухучёта. Проблемами
унификации стандартов учёта и
отчётности занимается ряд
организаций.
Комитет по международным стандартам
финансовой отчётности
(International Accounting Standards
Committee, КМСФО) – это ведущая
организация в мире по разработке
единых учётных стандартов. Именно
стандарты КМСФО были выбраны в
России как основа для создания новых
российских стандартов.
Межправительственная рабочая группа
экспертов по международным
стандартам учёта и отчётности при
ООН была создана в 1982 г. и
занимается изучением проблем учёта в
международном аспекте, содействием
стандартизации учёта на национальном
и международном уровне, помощью
развивающимся странам во внедрении
стандартов. Группа тесно
взаимодействует с международными
организациями (ООН, ОЭСР, КМСФО).
Европейская Комиссиязанимается
гармонизацией учёта в рамках
Европейского Союза. Этот процесс
осложняется наличием существенных
различий в бухгалтерской практике
стран – членов Союза: в Голландии,
Великобритании и Ирландии
–бухгалтерский учёт ориентирован,
прежде всего, на кредиторов и
собственников, в Германии, Бельгии и
Люксембурга – на банки, во Франции
бухучёт сильно зависит от
макроэкономического планирования.
Основой европейского
законодательства в области бухучёта
являются 4-я и 7-я Директивы Совета
Министров (соответственно от 25 июля
1978 г. и 13 июня 1983 г.). Первая
затрагивает проблемы составления
годовой отчётности акционерными
компаниями, вторая посвящена
вопросам составления
консолидированной
(сводной)отчётности. 8 декабря 1986
г. была принята Директива по годовой
и консолидированной отчётности
банков и других финансовых
институтов, а 19 декабря 1991 г. –
аналогичная Директива для страховых
компаний.
В
ноябре 1995 г. Европейская Комиссия
одобрила новый подход к гармонизации
бухучёта. Признавалось, что
«европейские Директивы не
соответствуют международным
стандартам, необходимым для целей
рынка капиталов. Транснациональные
компании вынуждены готовить два
комплекта финансовой отчётности, что
весьма дорого, и может приводить в
замешательство инвесторов». В связи
с этим, учитывая заключенное в
июле1995 г. соглашение между КМСФО и
Международной организацией комиссий
по ценным бумагам по признанию МСФО
как обязательного условия для
получения котировки на международных
фондовых рынках, Европейский Союз
принял решение о постепенном
переходе на МСФО. Данный процесс
будет осуществляться путём
последовательного устранения
различий между Директивами и МСФО.
Например, исследование, проведённое
в 1996 г. Европейским Союзом,
показало, что Директивы ЕС и
международные стандарты по
консолидированной отчётности в целом
совместимы, за исключением 2
небольших различий.
В мае
1999 г. Европейская Комиссия
одобрила пятилетний План действий по
улучшению единого рынка финансовых
услуг. Касательно бухгалтерского
учета, в Плане подчеркивалась роль
МСФО как основы для выхода компаний
на международные рынки капитала.
Поэтому План предусматривал
возможность подготовки компаниями
отчетности по МСФО после того, как
будет проведен анализ соответствия
МСФО с Европейскими Директивами по
бухгалтерскому учету. В результате
обсуждения всеми заинтересованными
сторонами 11 сентября2002 г.
вступила в силу Резолюция Совета
Министров ЕС, которая
предусматривает, что компании, чьи
акции торгуются на биржах (включая
банки и страховые компании), должны
будут предоставлять отчетность,
подготовленную в соответствии с
МСФО, начиная с 2005года. Ключевая
роль в этом процессе отводится
Европейской совещательной группе по
финансовой отчетности
(EuropeanFinancialReportingAdvisoryGroup),
созданной в июне 2001 года.
Основными функциями Группы будут:
содействие работе КМСФО,внесение
изменение в Европейские Директивы по
бухгалтерскому учету, анализ
международных стандартов и
интерпретаций для использования в
ЕС, разработка руководств по
применению стандартов.
29
сентября 2003 г. Европейская
Комиссия приняла Постановление
(опубликованное и вступившее в силу
13 октября), в котором были
официально одобрены и приняты все
существующие международные стандарты
(за исключением МСФО 32 и 39) и
интерпретации (за исключением
интерпретаций 5, 6 и 17). Указанные
стандарты и интерпретации не были
одобрены, поскольку в настоящее
время КМСФО работает над их
пересмотром, и Комиссия рассмотрит
возможность принятия уже
пересмотренных стандартов до марта
2004 г.
Как
ожидается, переход на МСФО затронет
около 7 тысяч европейских компаний,
акции которых торгуются на биржах.
Данный шаг, по мнению Европейской
Комиссии, «положит конец Вавилонской
башни в сфере финансовой отчетности,
улучшит конкуренцию и прозрачность,
а также облегчит свободное движение
капитала на европейских рынках».
Решение по переходу на МСФО было
положительно воспринято бизнесом –
согласно исследованию
PricewaterhouseCoopers 79%
финансовых директоров европейских
компаний поддержали решение ЕС, а
75% рассмотрят возможность перехода
на МСФО на год ранее положенного
срока.
Комиссия по ценным бумагам и биржам
США(Securities and Exchange
Commission) – правительственная
организация США, чья юрисдикция
распространяется на все компании,
продающие ценные бумаги в США
(включая иностранные). Поэтому
Комиссия может оказывать
определённое влияние на методику
бухгалтерской отчётности.
В
апреле 1996 г. Комиссия по ценным
бумагам и биржам США объявила о
поддержке КМСФО в качестве
разработчика унифицированных
стандартов финансовой отчетности. В
январе 2000 г. Комиссия опубликовала
концепцию по использованию МСФО для
обсуждения. В нем Комиссия
предлагает всем заинтересованным
сторонам высказать свое мнение о
принятии МСФО, о том, к каким
последствиям может привести принятие
МСФО, а также об опыте использования
международных стандартов при
подготовке финансовой отчетности.
Основная цель опубликованного
Комиссией документа – определить
условия, при которых иностранные
компании-участники финансового рынка
США смогли бы представлять свою
финансовую отчетность, составленную
по МСФО, без приведения ее в
соответствие с Общепринятыми
принципами бухгалтерского учета США
(US GAAP). В настоящее время
Комиссия подводит итоги обсуждения
концепции.
Совет по разработке финансовых
учётных стандартов(Financial
Accounting Standards Board)
занимается разработкой американских
учётных принципов. Как правило,
стандарты этой неправительственной
организации получают распространение
в странах англо-американской модели,
однако сейчас эта организация
рассматривается как потенциальный
конкурент КМСФО в разработке
международных стандартов финансовой
отчётности.
Одной
из целей Совета является обеспечение
международной сравнимости и качества
американских стандартов. На встрече
в американском городе Норволк в
сентябре 2002 г. КМСФО и Совет
договорились о том, что сотрудничать
для того, чтобы обеспечить полную
совместимость стандартов в ближайшем
будущем и координировать свою работу
по разработке стандартов финансовой
отчетности.
В
настоящее время используются
следующие формы сотрудничества:
-
совместные проекты в области
разработки стандартов (например,
признание выручки и объединение
компаний);
-
проект по сближению стандартов в
краткосрочной перспективе
(направлен на устранение
незначительных технических
различий в стандартах);
-
постоянное присутствие члена
КМСФО в составе Совета;
-
мониторинг текущих проектов
КМСФО со стороны Совета;
-
проект по анализу всех
существенных различий МСФО и US
GAAP;
-
рассмотрение всех текущих и
перспективных проектов Совета с
точки зрения их потенциального
вклада в сближение с МСФО.
|